Тренінгове заняття
«Управління конфліктом»
Мета: формування
в підлітка коректної та конструктивної моделі поведінки під час конфліктної
ситуації; встановлення атмосфери довіри один до одного.
Встановлюємо правила тренінгу:
· Відсутність критики.
· Говоримо лише за темою.
· Конфіденційність.
· Доброзичливість.
· Безоціночна підтримка.
· Правило «піднятої руки».
· «Стоп» - якщо учасник не бажає більше
обговорювати свій досвід, він говорить «стоп».
Вступне слово психолога:
« Конфлікти у шкільному житті – це
розповсюджене явище. Сьогодні ми поговоримо про дану психологічно-соціальну
проблему. Вирішимо, як коректно поводитися під час конфлікту. З’ясуємо, які способи розв’язання
конфліктних ситуацій є деструктивними, а які конструктивними…
Увага: конфлікт!!! Що це?
Конфлікт – це процес різкого загострення
суперечностей і боротьби двох або більше сторін у розв’язанні проблеми, що має
вагоме значення для кожного з учасників.
Конфлікт спричиняє кілька чинників: наявність
проблеми (суперечності), конфліктної ситуації, учасників конфлікту та
інциденту.
Конфліктна ситуація псує настрій, пригнічує
емоційний підйом…»
Вправа «Емоційний розігрів - малюнок квітки,
з якою ми самі себе асоціюємо»
Учасники сідають в коло. Малюють квітку –
«Я».
Обговорюємо, якщо ромашка, кактус, роза,
пролісок, мімоза, бузок..., то ЧОМУ?
Вправа «Ім’ я з
прикметником»
Один з учасників називає своє ім’я з епітетом
перед ним, попереджаючи, що прикметник повинен починатися на ту ж саму літеру,
що й ім’я. Наприклад: мудра Марина, дратівливий Діма, романтичний Роман, весела
Валерія тощо.
Вправа «Намалюй свій настрій»
Учасники малюють образні, абстрактні та
конкретні малюнки свого настрою. Показують та обговорюють настрій.
Психолог просить їх об’єднатися в групи за
настроєм (виявилося, що в учасників настрій: веселий, у нормі, сумний ).
Робота в групах.
Учні виконують таке завдання: малюють емблему
групи веселого настрою, нормального та сумного (кожна група відповідно свою
емблему), вигадують кредо настрою, пояснюють причини виникнення настроїв групи.
Під час обговорення з’ясовується, що у групи «сумного настрою» напередодні була конфліктна ситуація, яка ще не розв’язалась.
Під час обговорення з’ясовується, що у групи «сумного настрою» напередодні була конфліктна ситуація, яка ще не розв’язалась.
Розв’язання конфлікту – це процес знаходження
такого розв’язання проблеми, що підійде всім учасникам конфлікту, і на цій
основі – гармонізація їхніх взаємин.
Діагностична частина.
Тест «Стиль вирішення конфліктів»
(за мет. Томаса)
Мета: оцінити власне поводження в конфліктній
ситуації; визначити
типову поведінку учнів під час конфліктів.
Учні позначають варіант ствердження, яке у
більшій мірі співпадає з його власною думкою.
Визначаємо пріоритетний стиль поведінки учня
під час конфліктів.
Обговорюємо результати. Отже,
КОНКУРЕНЦІЯ, СПІВПРАЦЯ, КОМПРОМІС, УНИКАННЯ, ПРИСТОСУВАННЯ.
Розглядаємо різні типи розв’язання
конфліктів, розв’язуємо конфліктні ситуації з власного життєвого досвіду.
Робимо висновки, що ЖОРСТКИЙ тип вирішення
суперечок є деструктивним, ДЕМОНСТРАТИВНИЙ, КОМПРОМІСНИЙ стилі – конструктивні,
М’ЯКИЙ стиль – деструктивний, стиль УНИКАННЯ буде конструктивним лише тоді,
коли виникає конфліктна ситуація з асоціальною людиною, уникнути конфлікту –
буде самим коректним розв’язанням ситуації.
Учасники
формують правила запобігання конфліктам.
Золоті правила запобігання конфліктам
· Не говорити відразу
з напруженою та збудженою людиною.
· Перш ніж говорити
про неприємне необхідно створити доброзичливу атмосферу.
· Необхідно
подивитися на проблему зі сторони (роль спостерігача), стати на місце опонента
(«подивитися його очима»).
· Не приховувати
доброго ставлення до людей, частіше висловлюйте схвалення своїм товаришам, якщо
вони того варті, адже лестощі виглядають неприродньо.
· Ігноруйте, коли Вас
зачіпають у дрібній сварці, будьте вищі від дріб’язкових чвар.
Тепер учасники тренінгу стають експертами в
розв’язанні конфліктних ситуацій. Їм пропонується розв’язати незвичайний
конфлікт.
Вправа «Червона Шапочка та Великий
Поганий Вовк»
Красная Шапочка
«Привет, я Красная Шапочка. Я живу с мамой
на краю большого леса. Раньше мы жили на берегу озера, но нам пришлось уехать
оттуда, потому что наш коттедж превратили в развалины. Но не об этом я хочу
рассказать. Вчера мама попросила меня отнести корзинку с дрожками бабушке,
которая живет на другом конце леса. В это время я смотрела по телевизору мое
любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Предъявляете, что мне
сказала мама? Когда она хочет, чтобы-то было сделано, то это надо сделать
немедленно, неважно, что другие в это время чем-то заняты.
Итак, я взяла пирожки и оправилась в путь.
По дороге налетела на этого типа, по имени Большой Плохой Волк. Собственно,
налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня. Ну и урод же он, я вам скажу! А
думает, что клевый. Я и так уже была в плохом настроении, поэтому собиралась
терпеть приставания этого парня. Я попросила его уйти с дороги и оставить меня
в покое, сказав, что если он этого не сделает, то я так пну... Думаю, по мне
было видно, что я это сделаю, потому что он ушел.
Придя к бабушке, я застала ее в кровати.
Подумав, го она выглядит больной или что-то вроде того, я сказала: «О, бабушка,
на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя
мокрый. Ты ужасно выглядишь!» Она ответила, что ей станет лучше, когда она
получит свой десерт. Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду
меня. Было то-то в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из
кровати прямо на меня выпрыгнул Большой Плохой Волк. Он опередил меня, потому
что шел короткой дорогой. Я не знаю, почему я не пошла этой дорогой? Это
действительно быстрее. Вы просто идете мимо озера вверх на холм... впрочем, вам
это неинтересно. Хотя у меня и не было времени на размышления, я все-таки была
обеспокоена вопросом, что же случилось с бабушкой. В конце концов, хоть я и
пропустила из-за нее свою любимую передачу, я все-таки очень ее люблю.
Вдруг появилась бабушка. Выглядела она
очень забавно. Наверное, она давила виноград для рождественского вина и упала
в него, потому что была фиолетовая с головы до ног. Большой Плохой Волк, увидев
ее, вероятно, подумал, что это фиолетовое чудище из Голубой Лагуны, потому что
завыл и убежал. Я подбежала к бабушке и крепко ее обняла».
Оклеветанный волк:
«Лес - мой дом. Я живу в нем и забочусь о
нем. Я стараюсь поддерживать здесь чистоту и порядок. В один солнечный день я
расчищал помойку, оставленную туристами, и услышал шаги. Спрятавшись за
дерево, я увидел маленькую девочку, которая шла по тропинке с корзиной в руке.
Она мне показалась подозрительной, потому что была странно одета - вся в красном,
а голова закрыта так, как будто она не хотела быть узнанной. Естественно, я
остановил ее для проверки и спросил, кто она, куда идет и все такое. Услышав,
что она идет к бабушке и несет ей корзинку с едой, я немного успокоился, хотя
ее странный наряд не давал мне покоя. И я решил научить ее, как это опасно -
ходить по лесу без предупреждения и в странной одежде. Я отпустил ее идти своей
дорогой, а сам побежал вперед к бабушкиному дому. Когда я увидел добрую старую
женщину, то все ей объяснил. Она согласилась, что внучке надо преподать хороший
урок, поэтому спряталась под кроватью.
Когда девочка появилась, я лежал в
кровати, одетый как бабушка. Девочка вошла, вся такая розовощекая, и сказала
какую-то гадость о моих больших ушах. Сначала я обиделся, но обернул это так,
что, мол, мои уши мне помогают лучше слышать. Я имел в виду, что люблю ее и
внимательно отношусь к тому, что она говорит. Но она опять меня оскорбила,
сказав что-то нелицеприятное о моих выпученных глазах. Теперь вы понимаете,
что я почувствовал к этой девочке, такой хорошенькой снаружи и гадкой внутри.
Но все же решил подставить вторую щеку и сказал, что мои глаза помогают мне
лучше ее видеть.
Следующее оскорбление меня действительно
достало. У меня всегда были проблемы с моими большими зубами, и эта маленькая
девочка сделала оскорбительное заявление именно о них. Я знаю, что я должен
был себя контролировать, но не вытерпел, выпрыгнул из кровати и сказал, что
мои зубы помогут мне ее съесть.
Теперь поймите: ни один волк не может
съесть маленькую девочку - это все знают, но эта сумасшедшая начала бегать по
дому и вопить, я гонялся за ней, чтобы ее успокоить. Внезапно дверь
распахнулась и появился большой дровосек с топором. Взглянув на него, я сразу
понял, что у меня неприятности. Сзади меня было открыто окно, и я в него
выскочил. Я бы хотел сказать, что на этом все кончилось, но как бы не так!
Бабушка тоже не приняла мою сторону, и очень скоро до всех дошли сведения,
какой я гадкий. Все стали избегать меня. Я не знаю, как насчет той девочки в
смешной красной одежде, но я с тех пор не был счастлив. Попросите учащихся
занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции
проанализировать события».
Учасники обговорюють
такі питання:
· Хто винуватець конфлікту?
· Хто ініціатор?
· На якому етапі його можна уникнути?
Заняття закінчили на позитивній ноті.
Вправа «Комплімент»
Немає коментарів:
Дописати коментар